Навигация
Главное меню
ГИАЦ МО РБ
Админцентр
 
Главная arrow Учителю arrow Управление школой arrow Использование информационных технологий в управленческой деятельности.
Использование информационных технологий в управленческой деятельности. Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг: / 8
ХудшаяЛучшая 
Написал Владимир   
Четверг, 21 Декабрь 2006

          Одним из условий реформирования школьного образования  Беларуси является разработка и внедрение современных технологий обучения школьников и технологий управления учебно-воспитательным процессом.

Использование компьютерной техники в системе образования условно можно рассматривать по трем основным направлениям.
Первое направление - это использование компьютера, как инструмента для обучения. Это использование обучающих и контролирующих программ, мультимедийных обучающих энциклопедий, видеофильмов, использование средств Интернета для подготовки к урокам, дистанционного обучения, поиска информации и т.д.
Возможности здесь безграничны, и с учетом смещения акцентов в обучении со знаний, как конечной цели, на освоение новых видов и способов деятельности, важность использования компьютеров с каждым годом будет возрастать. Многие школы, в том числе и наша, накопили большой опыт использования этих программных средств, имеют свои медиатеки.
Второе направление – это использование компьютерных технологий для совершенствования методической работы. И здесь все большее значение приобретают интернет-технологии. В нашей школе, благодаря подключению к Интернету, собралось большое количество материалов в помощь учителю. Формирование банка программ, то есть медиатеки, сильно облегчается при использовании спутникового доступа в Интернет. Скорость доступа при этом увеличивается в 10-ки раз, а использование неограниченного трафика уменьшает совокупную стоимость информации.
Третье направление – это использование компьютерных технологий в управлении.
В связи с резким увеличением объёмов информации, которая необходима администрации школ для принятия эффективных управленческих решений, всё большее значение приобретают информационные технологии в сфере управления школой. Грамотные управленческие решения требуют предварительной обработки значительных объёмов информации, которая невозможна без использования вычислительной техники.  Дальнейшая интенсификация управленческой деятельности администрации школ невозможна без применения новых технологий. Особенно актуальна данная проблема для больших школ. По данным исследователей до 80% времени администрации школ занято выполнением  операций, которые можно выполнять гораздо быстрее, используя компьютерные технологии. При этом значительно повышается эффективность  работы администрации школ, снижаются физические и психические нагрузки, освобождается время для творчества и повышения уровня методического и педагогического мастерства.
Главная цель информатизации управления – обеспечить чёткий количественный и качественный анализ всех аспектов учебного и воспитательного процессов, выявить перспективные тенденции, идеи, методики реформирования управленческой деятельности. Это позволяет принимать эффективные управленческие решения,  что,  в конечном счёте, приводит как к оптимизации образовательного процесса, так и к экономии финансовых, материально-технических и людских ресурсов.
На сегодняшний день существует большое количество программного обеспечения, которое можно применять для указанных сфер деятельности. Однако большая часть этих программ в значительной степени не соответствует  целям и задачам, стоящим перед администрацией больших школ в силу своей специфичности. Именно поэтому актуальна проблема создания программного обеспечения, обладающего гибкостью, возможностью расширения, введения новых характеристик и запросов, настройкой под конкретного пользователя и, вместе с тем, позволяющего создавать единое образовательное пространство в масштабах города, района, области, республики.
С 1998 года Общественным Объединением Центр развивающих технологий обучения "Дидактическая альтернатива" (ОО ЦРТО "ДиАль" г. Орша) начата разработка и внедрение программно-технологического комплекса, который позволяет на базе современных информационных технологий осуществить  комплексную автоматизацию управления в учебном заведении, проводить диагностику и анализ педагогического процесса.
Основой АСУ «Школа» является реляционная база данных (БД), содержащая информацию об учащихся школы, работниках школы. Реализована БД на основе СУБД Microsoft “Access”, которая установлена на большинстве компьютеров с операционной системой “Windows”. Минимальные требования для работы с  БД: процессор – Pentium, ОЗУ – 32 Мб, установленный пакет программ Microsoft Office.
В базе данных  содержится следующая информация об учащихся:
• Код ученика (№ личного дела)
• Фамилия, имя, отчество
• Пол, класс
• Дата рождения, адрес, телефон
• Фамилия, имя, отчество родителей или опекунов, место работы, телефоны
• Фотография
• Характеристика ученика, характеристика семьи
• Состояние здоровья, группа здоровья, группа по физвоспитанию, количество пропусков по болезни
• Правонарушения и преступления, совершённые учащимся, принятые меры, стоит ли учащийся на учёте в ИДН или в школе
• Получает ли питание в столовой
• Данные психологических исследований
• Успеваемость
По учителям и техперсоналу содержится следующая информация:
• Фамилия, имя, отчество
• Адрес, телефон, дата рождения
• Фотография
• Образование
• Категория работника (по КШ-1)
• Учебное заведение
• Преподаваемые предметы
• Дата приёма на работу, дата увольнения
• Стаж, категория, курсовая переподготовка
• Квалификационная категория
• Награды, достижения
• Характеристика
При разработке АСУ «Школа» учитывалось то обстоятельство, использоваться данным  программным средством будут не программисты, а администрация школ, поэтому для эффективной работы достаточно уровня квалифицированного пользователя. Достаточно 3-4 часов обучающих занятий для того, чтобы уверенно работать с данной программой.
Для эффективного анализа педагогического процесса  в школе важно правильно определить исходные параметры.  АСУ «Школа» обладает большой гибкостью в определении  критериев и показателей педагогического процесса. Основой для анализа учебного процесса в базе данных являются следующие параметры:
• Оценки  за четверть по любым предметам
• Оценки по контрольным срезам или контрольным работам за четверть
• Оценки за полугодие
• Оценки за год по предметам
• Экзаменационные оценки
• Итоговые оценки
• Данные психологических исследований
• Данные социальных педагогов и классных руководителей
Анализ учебного процесса можно проводить в масштабе школы, параллели, класса, ученика или учителя за любой период. Данные по успеваемости сохраняются в течение всего срока обучения в школе, что позволяет проследить динамику обучения учащихся или работы учителя по годам. Такая возможность сохраняется при любом переформировании классов. В АСУ «Школа» реализованы следующие возможности анализа в автоматическом режиме:
1. Определение количества учащихся, которые занимаются на “10”, ”9”, …, ”3”, ”2”, ”4” и ”5”, ”4” и ”3” и т.п.
2. Уровень обученности (СОУ)
3. Уровень качества обучения
4. Сравнительный анализ потенциальных возможностей ученика и его реальных оценок
5. Сравнительный анализ динамики успеваемости ученика по каждому предмету за любой период времени
6. Сравнительный анализ динамики  работы учителя
7. Определение рейтинга ученика по основным или по всем предметам в классе, в параллели, в школе
8. Определение рейтинга классов, параллелей, учителей, предметов и школы в целом за любой период
9. Сравнительный анализ рейтинга ученика, класса, параллели, учителя по годам
10. Автоматический экспорт и анализ информации по успеваемости за любой период в электронных таблицах Excel с построением диаграмм по исходным данным
11. Производить выборку из базы данных по большому количеству параметров
12. Выводить отчёты на экран и на печать


После введения десятибалльной системы старые методики оценивания результативности образовательного процесса и качества образования не всегда дают объективную картину. Так, к примеру, оценивание учебных достижений по количеству учащихся, занимающихся на "4" и "5" нельзя просто перенести на новую систему оценивания. В «АСУ Школа» используется рейтинговая система оценивания, что позволяет дать более объективную оценку качеству образовательного процесса.
Развитая система создания запросов и фильтрации позволяет легко отвечать на вопросы, на которые нельзя ответить при традиционном анализе. Количество критериев отбора практически не ограничено. Любая информация может быть выведена на экран или на принтер в виде таблицы, в виде отчета или в графическом виде. Вывод в виде графиков или диаграмм позволяет легко и быстро отследить все отклонения от средних  значений и визуально определить величину отклонения. Данные по успеваемости могут передаваться и анализироваться в электронных таблицах Microsoft Excel. Все расчеты, выборки, построение диаграмм выполняются автоматически и не требуют ручной обработки.
АСУ «Школа» позволяет не просто накапливать информацию, но и проводить качественный анализ учебно-воспитательного процесса, проводить  создавать и выводить стандартные отчеты по учащимся и педагогическим кадрам (формы СШ-1, КШ-1), отчёты по состоянию здоровья учащихся, распечатывать списки классов, личные дела учащихся, ведомости оценок за любой период и т.п. Любые данные из АСУ “Школа” можно одним щелчком мыши экспортировать  в текстовый редактор Word или электронные таблицы Excel, отправить по электронной почте прямо в отдел образования. Данные  из АСУ “Школа” могут быть использованы для автоматического заполнения любых справок, бланков, грамот и других документов, создаваемых самими пользователями.
Управление работой программы и настройка очень просты. Особенностью программы является возможность гибкой настройки под нужды различных типов школ. Все операции, такие, как перевод школы на следующий учебный год, копирование данных о выбывающих учениках в архив и удаление их из основного файла данных осуществляются автоматически. Файлы данных могут храниться отдельно от файла управляющей оболочки и подключаться в случае необходимости. Размер установочного файла всего около одного мегабайта, что позволяет производить установку с одной дискеты 3.5”. Файл данных по нашей школе (с 1998 по 2004 г.) без фотографий занимает всего 720 кб и также может быть сохранён на одной дискете. Переход на новые версии программы происходит безболезненно для пользователей, т.к. формат данных сохраняется.
В «АСУ Школа» существует возможность экспорта базы данных школы в базу данных в масштабе города, района или области. Все изменения в файлах данных по школам города за любой период помещаются в специальный файл, автоматически упаковываются и отсылаются в отдел образования по электронной почте, где подключаются к основной базе данных отдела образования. При переходе учащихся в другую школу данные по этому учащемуся из отдела образования передаются в соответствующую школу. Руководитель отдела образования имеет возможность проводить анализ  как по конкретной школе, так и по отделу в целом.
На сегодняшний день в нескольких районах Витебской, Могилёвской, Гомельской областей создано или создаётся единое информационное пространство в масштабе отдела образования. Во всех школах установлена АСУ “Школа”. В отделах образования установлены серверы данных и электронной почты, созданы независимые от сети Интернет локальные компьютерные сети, которые позволяют всем пользователям сети (школам и отделу образования) обмениваться информацией, отправлять и принимать файлы данных и изменения в школьных базах данных, размещать в сети сайты отдела образования и школ.
На базе  АПО г. Минска с сентября 2004 года проводятся курсы переподготовки руководящих работников школ, на которых директора и завучи знакомятся с компьютерными технологиями в управлении. Неизменно большой интерес вызывает «АСУ Школа», на примере которой легко отрабатываются навыки работы на компьютере.
Практика использования данного программного средства в более чем 300 школах Республики Беларусь показывает, что использование информационных технологий позволяет упростить управление педагогическим процессом и перевести его на новый качественный уровень, облегчить работу администрации школ и отделов образования, вовремя отследить позитивные и негативные процессы при обучении и внести необходимые коррективы.

Владимир Геннадьевич Юржиц
СШ №20 г.Орша
 Витебская область
E-mail:

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.

Powered by AkoComment 2.0!

Google
 
 
Навигация
Опрос
Изучение языков программирования в курсе информатики ...
  
Поиск
OZ.by - не только книжный магазин
© Владимир Юржиц, ОО ЦРТО "Дидактическая Альтернатива", 2006-2015 гг.